Russian Federation
Russian Federation
The purpose of the research is to develop a project to solve the main issues of creating a new variety. The research was carried out using empirical methods-actions and a market development strategy. The project consists of 4 stages: information and technical, material and technical, the direct creation of a variety and its introduction into production. For the successful implementation of the project, a technology for organizing project management, a marketing plan (with an assessment of market segments) have been worked out, internal and external stakeholders have been identified. The main product of the project is the sale of a license by an agro-industrial complex for the cultivation of a new variety; sale of raw materials to processing enterprises.
project; selection; variety
Введение
Сорт — одно из средств сельскохозяйственного производства. При внедрении в производство новых сортов возрастает урожайность, повышаются адаптивность растений к неблагоприятным условиям среды, устойчивость к вредителям и болезням, увеличивается выход и улучшается качество продукции. В общем повышении урожайности сельскохозяйственных культур на долю сорта приходится от 25 до 50%.
В современном мире всевозможные метаморфозы климата являются наиболее острой проблемой, которая находит свое отражение практически во всех областях жизни человека [1, 2]. Особенно это наблюдается в агрономии [3, 4], что в течение прошлого десятилетия привело к изменениям фитоценозов и проявилось в отрицательном эффекте производительности зерновых культур.
Западная Сибирь располагает обширной территорией, благоприятной для возделывания основных сельскохозяйственных культур. Помимо старых, зарекомендовавших себя сортов, необходимо создание и внедрение в производство новых сортов, обладающих принципиально новыми качествами, в зависимости от современных требований сельхозтоваропроизводителей и производства [2, 4].
Создание и внедрение в производство новых отечественных сортов сельскохозяйственных культур позволит восполнить образовавшуюся нишу – производители получат новый сорт, соответствующий принципам экологичного ведения хозяйства, способный формировать стабильно высокую урожайность и качество зерна в условиях Западной Сибири.
В связи с этим, целью исследований является разработка проекта для решения основных вопросов создания нового сорта.
Методы исследования
Исследования проведены с использованием эмпирических методов-действий [5], которые включают три класса [6-8]:
- Метод отслеживания
- Методы с преобразующими методиками
- Методы, изучающие состояние объекта во времени
В качестве маркетинговой стратегии использована стратегия развития рынка (по И. Ансоффу) [9].
Результаты исследования
Селекционная наука постоянно совершенствуется, развивается в связи с актуальными запросами современности. Создание сорта – это весьма трудо- и материальнозатратный процесс, создание одного сорта происходит в срок от 10 до 15 лет. В связи с этим, кроме непосредственно селекционеров, в проекте создания сорта должны быть задействованы специалисты различных отраслей и направлений.
Целесообразность включения каждой работы в предметную область проекта обоснована в виде разложения проекта на составные части, позволяющие определить перечень работ, необходимых и достаточных для получения результатов проекта. Согласно рис. 1, проект состоит из 4-х этапов: информационно-технический, материально-технический, непосредственно создание сорта и его внедрение в производство. Как видно из представленной схемы, каждый этап имеет 3-5 дополнительных подэтапов, выполнение которых немаловажно для достижения общей цели.
Для успешной реализации проекта проработана технология организации управления проектом. Согласно рис. 2, основными исполнителями проекта являются селекционно-семеноводческий центр (куда входят селекционеры, аналитики и семеноводы), а также экономический (главный и ведущий экономисты) и маркетинговый отделы. Ниже приводится организационный план.
Селекционно-семеноводческий центр является наиболее крупным отделом, т.к. выполняет основные работы. В штатном составе данного отдела находятся лаборанты, специалисты и научный сотрудники отделов селекции, технологии и семеноводства. Роли членов команды в проекте определяются менеджером-руководителем проекта, им же осуществляется контроль всех этапов проекта (табл. 1).
Таблица 1- Роли участников проекта
Должность ответственного лица |
Роль в проекте |
Функции в проекте |
Требуемые результаты |
Руководитель ФГБНУ «АНЦ» |
Заказчик |
Определение необходимости начала работ по созданию сорта |
Контроль и утверждение всех этапов проекта |
Руководитель ССЦ |
Руководитель проекта |
Курирование всех этапов проекта |
Согласование всех этапов проекта |
Зав. отделом экономики |
Главный экономист |
Курирование экономической части проекта |
Контроль эффективности проекта |
Специалист отдела экономики |
Ведущий экономист |
Исполнение работ в экономической части проекта |
Сметное проектирование |
Лаборатория селекции |
Селекционер
|
Курирование селекционной работы |
Оценка и создание селекционного материала |
Лаборант |
Исполнение селекционной работы
|
Проведение всех этапов селекционного процесса |
|
Специалист |
|||
Научный сотрудник |
|||
Специалист отдела маркетинга |
Аналитик |
Анализ данных экономического и маркетингового отделов, селекционера |
Курирование соответствия создаваемого сорта потребностям рынка |
В.н.с отдела семеноводства |
Семеновод |
Размножение нового сорта |
Получение достаточного количество семян нового сорта для реализации предприятиям АПК |
Зав. отделом маркетинга |
Главный маркетолог |
Курирование поиска рынка сбыта полученной продукции |
Заключение договоров с предприятиями АПК на реализацию семян нового сорта |
Специалист отдела маркетинга |
Маркетолог |
Исполнение работ по поиску рынка сбыта полученной продукции |
Для проекта определены основные риски, которые приведены в таблице 2. К ним относятся и рост цен, и инфляция, и низкая оплата труда сотрудников. Безусловно, данные риски относятся к глобальным экономическим, однако и они имеют решение на локальных уровнях. Определение рисков проекта заранее позволяет спрогнозировать и предотвратить срыв его реализации. Успешное выполнение проекта требует контроля на каждом его этапе.
Таблица 2 - План управления рисками проекта
№ п/п |
Причина |
Риск |
Последейс-твия |
Вероятность* |
Степень воздействия* |
Важ-ность* |
План предот-вращения риска |
План реагирования при возникновения риска |
1 |
Слабое исполнение программы по стратегии развития |
Невключение нового сорта в Госреестр
|
Увеличение сроков проекта
|
0,4 |
0,7 |
0,28 |
Контроль на каждом этапе испытания |
Одновременная передача на ГСИ 2-3 сортов |
2 |
Рост цен |
Увеличение стоимости оборудования |
Увеличение сроков проекта |
0,4 |
0,7 |
0,28 |
Включение в дополнительные расходы |
|
3 |
Инфляция |
Срыв сроков поставок материально-технического оснащения |
Увеличение стоимости проекта |
0,6 |
0,7 |
0,42 |
Включение в бюджет непредвиденных расходов |
|
4 |
Низкая оплата труда
|
Саботаж сотрудников |
Увеличение сроков проекта |
0,4 |
0,7 |
0,28 |
Четкое распределение величины оплаты труда сотрудника. Создание условий для карьерного роста |
|
5 |
Низкая мотивация |
Отказ от участия в проекте |
Поиск новых участников |
0,3 |
0,4 |
0,12 |
Участие достаточного количества сотрудников в разработке проекта |
|
Примечание: * - оценка по 1-балльной системе |
Разрабатываемый проект направлен на создание и внедрение в производство нового перспективного сорта, поэтому основными направлениями проработки маркетингового плана является рассмотрение коммуникаций для реализации проекта. Внешними стейкхолдерами являются предприятия переработки, частные предприниматели и базовые хозяйства, табл. 3.
Внутренними - селекционеры, технологи, семеноводы, специалисты экономического и маркетингового отделов (табл. 3).
Таблица 3 - Сегменты рынка
№ п/п |
Основные группы |
Требования к продукту |
Прогнозируемый объем сбыта, 1 сорт |
1 |
Перерабатывающие предприятия |
Высокое качество зерна (в соответствии с ГОСТом) |
50 тонн зерна в год |
2. |
Частные предприниматели |
Высокое качество зерна (в соответствии с ГОСТом) |
100 тонн зерна в год |
3 |
Базовые хозяйства |
Высокая урожайность нового сорта пивоваренного ячменя |
350,0 тонн семян в год |
Для реализации стратегия развития рынка (по И. Ансоффу) существуют следующие условия:
- В ФГБНУ «Омский АНЦ» имеется положительный опыт создания и внедрения в производство новых сортов различных сельскохозяйственных культур.
- Предприятия АПК нуждаются в качественных семенах высокоурожайного и высококачественного отечественного сорта.
- На рынке наблюдается дефицит сырья отечественного производства.
- Рост спроса на готовую продукцию сельскохозяйственного производства.
- ФГБНУ «Омский АНЦ» обладает достаточным капиталом для реализации проекта.
Тактическими решениями для реализации данной стратегии являются:
- Увеличение осведомленности предприятия АПК о качественных семенах высокоурожайного и высококачественного отечественного сорта.
- Увеличение осведомленности предприятий по переработке сырья о высококачественном отечественном сырье.
- Исходя из относительно низкой себестоимости сырья (за счет отсутствия длительных грузоперевозок), возможно увеличить реализационную стоимость сырья.
- Ключевое конкурентное преимущество – адаптивный сорт, способный формировать стабильно высокий урожай вне зависимости от погодных условий.
Основным продуктом проекта является – продажа лицензии предприятием АПК для выращивания нового сорта; реализация сырья перерабатывающим предприятиям.
Выводы:
- Создание сорта – это весьма трудо- и материальнозатратный процесс и занимает от 10 до 15 лет.
- В проекте создания сорта, кроме непосредственно селекционеров, должны быть задействованы специалисты различных отраслей и направлений. Необходимо четкое распределение ролей и ответственности каждого участника проекта, проработана стратегия их взаимодействия.
- Определение рисков позволяет заранее спрогнозировать и предотвратить срыв реализации проекта при условии контроля на каждом его этапе.
- Для успешного внедрения нового сорта на рынок, необходим четкий маркетинговый план, с оценкой сегментов рынка, а также внутренних и внешних стейкхолдеров.
- Основной продукт проекта – продажа лицензии предприятием АПК для выращивания нового сорта; реализация сырья перерабатывающим предприятиям.
1. Herger N., Angélil O., Abramowitz G., Donat M., Stone D., Lehmann K. Calibrating Climate Model ensembles for assessing extremes in a Changing Climate // Journal of Geophysical Research: Atmospheres. 2018. № 123(11). P. 5988-6004. DOI: https://doi.org/10.1029/2018JD028549; EDN: https://elibrary.ru/YJQUVF
2. Yusova O.A., Nikolaev P.N., Parshutkin Yu.Yu., Yusov V.S. Izmenenie hozyaystvenno cennyh priznakov yarovyh zernovyh kul'tur v zavisimosti ot usloviy vozdelyvaniya // Agrofizika. 2021. № 1. S. 26-33. DOI:https://doi.org/10.25695/AGRPH.2021.01.05. EDN: https://elibrary.ru/QTXCUF
3. Lipka O.N. Methodological approaches to Climate change Vulnerability assessment of Protected areas // Nature conservation Research. 2017. № 2(3) . P. 68-79. DOI: https://doi.org/10.24189/ncr.2017.036; EDN: https://elibrary.ru/ZOFGDL
4. Yusova O.A., Nikolaev P.N., Anis'kov N.I., Safonova I.V. Ekologicheskaya reakciya sortov yarovogo yachmenya na abioticheskie i bioticheskie faktory yuzhnoy lesostepi omskogo regiona // Tavricheskiy vestnik agrarnoy nauki. № 1 (25), 2021. S. 224-235. DOIhttps://doi.org/10.33952/2542-0720-2021-1-25-224-235. EDN: https://elibrary.ru/VMFFUH
5. Empiricheskie metody issledovaniya [elektronnyy resurs] 2022. URL: http://kursach37.com/metody-issledovaniya-v-nauchnoy-rabote/#met2. Data obrascheniya 12.08.2022.
6. Ponomarev I.F., Polyakova E.I. Empiricheskie metody-operacii (metody-operacii) V knige: Metodologiya nauchnyh issledovaniy. Uchebnoe posobie dlya studentov obrazovatel'nyh uchrezhdeniy vysshego professional'nogo obrazovaniya. Doneck, 2018. S. 43-45.
7. Metody preobrazovaniya ob'ekta issledovaniya [elektronnyy resurs] 2022. URL: http:////studopedia.ru/14_83098_metodi-preobrazovaniya-ob-ekta-issledovaniya.html. Data obrascheniya 12.08.2022.
8. Sen'ko O.V. Metody empiricheskogo prognozirovaniya, osnovannye na ustoychivyh razbieniyah i kollektivnyh resheniyah // avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni doktora fiziko-matematicheskih nauk / Vychislitel'nyy centr Rossiyskoy akademii nauk. Moskva, 2007. S. 3-5. EDN: https://elibrary.ru/NIUUWB
9. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie. M.: Ekonomika, 1989. 358 s. EDN: https://elibrary.ru/TEHUCH