Russian Federation
in this report, the author summarizes the example of Khakassia and shows the massive development of virgin lands in the territory of Yenisei Siberia. In his opinion, it included the asceticism of the Soviet people, supported by the power of the state. The facts given in the text of the message indicate that the plowing of new lands was an integral part of the complex of state measures for the development of rural areas in the east of the country and had both positive and negative significance for the development of agriculture.
agriculture, development of virgin lands, arable lands, agriculture, state farms, Khakassia, bread, virgin lands, soil erosion
Историками достигнуты значительные результаты в освещении освоения целинных и залежных земель восточных регионов страны и Казахстана в 1950-е гг. Наряду с авторами брошюр, статей и воспоминаний, написанных и опубликованных в то и более позднее время, проблемы развития сельского хозяйства и совхозного строительства, например, в Хакасии в научном плане рассматривались автором этих строк [1]. Изучение процесса подъема целины в данном регионе активно продолжили местные краеведы [2–3]. Однако публикации последнего времени содержат мало обобщений, что и заставляет нас в очередной раз обратиться к этой теме.
Приспособление новых территорий для нужд аграрного производства являлось экстенсивным путем и основным способом развития сибирского земледелия. Пахотные земли на территории Енисейской Сибири издавна отвоевывали у тайги крестьяне–переселенцы, а в советское время на больших земельных пространствах создавались совхозы, колхозы и МТС. В результате посевы, например, в том районе, что с 1923 г. стал называться Хакасией, в 1913–1940 гг. выросли с 28,4 до 220 тысячи га [4].
Пережив послевоенное голодное время, советское общество в поисках продовольственных ресурсов все больше обращало свои взоры к восточным окраинам страны. Массовое освоение целины диктовалось необходимостью роста сельскохозяйственного производства и удовлетворения общественных потребностей в продовольствии (в 1953 г. количество хлеба, сданного Хакасской автономной областью государству, составляло от уровня 1950 г. 69 %) [5] и сырье, а в какой–то степени – и укрепления кормовой базы животноводства самого региона. Изучавшие природные условия и возможные пути роста аграрного производства Хакасии, специалисты Южно-Енисейской комплексной экспедиции АН СССР в конце 1940-х гг. рекомендовали для его подъема распахать и вовлечь здесь в кормовые севообороты «значительную часть пастбищ и сенокосов» [6].
Решения ХIХ, ХХ съездов КПСС, постановления сентябрьского (1953 г.), февральско-мартовского, июньского (1954 г.), январского (1955 г.) пленумов ЦК партии составили программу ускоренного развития сельского хозяйства. КПСС признала подъем целины наиболее доступным и быстрым по освоению источником увеличения производства зерна. Целину осваивали в Ужурском (56 тысяч га), Краснотуранском (32), Канском (27), Ирбейском (25) и Балахтинском (столько же) районах Красноярского края. На его территории были освоены 900 тысяч га целины. В результате пахотные земли этого региона увеличились с 2500 до 3585 тысяч га, в том числе под зерновыми культурами – на 600 тысяч га. За сдачу в 1956 г. 94 миллионов пудов хлеба Красноярский край был награжден орденом Ленина [7, 8]. Но основной объем работ по освоению целины пришелся на Хакасию, территория которой тогда входила в состав края. Она явилась единственным районом Восточной Сибири, где подъем новых земель осуществлялся путем организации целинных совхозов.
70 лет назад на землях, приспособленных коренным населением для развития скотоводства, появились новые люди, чей энтузиазм был подкреплен растущей мощью советского государства. С целью повышения уровня сельскохозяйственного производства оно усилило финансовое и материально-техническое обеспечение села. В 1958 г. объем капитальных вложений в эту отрасль экономики Хакасии по сравнению с 1950 г. увеличился вдвое. Появилось большое количество новых мощных тракторов ДТ-54, навесных машин и самоходных комбайнов. Подключение части хозяйств к государственным энергосистемам повысило уровень использования электроэнергии в производственных целях. Широкий размах приобрело строительство сельскохозяйственных сооружений. Произошли изменения в организации производственных процессов и специализации хозяйств, улучшилось руководство сельским хозяйством со стороны областных органов и первичных организаций, которые в первую очередь занимались укреплением сельскохозяйственных кадров. В 1954–1955 гг. на должность председателей колхозов были выдвинуты 80 специалистов и практиков, в том числе 30-тысячники из промышленных предприятий области, а директорами совхозов – десять человек. В МТС в 1954 г. были направлены 32 инженера, 30 агрономов и 437 механизаторов [9, 10].
Первые группы целинников приехали в совхозы в марте 1954 г. из Канска, затем Красноярска, а в начале апреля – из Москвы. В 1954–1955 гг. на целинные земли прибыли 4,5 тысячи добровольцев. Целинниками становились рабочие и служащие промышленных предприятий, городские жители и самой Хакасии. В целом ими являлись восемь тысяч человек [11]. Составной частью освоения целины стало строительство новых совхозов. В 1954 г. были созданы Абаканский и Тюпский (с 1956 г. им. ХХ съезда КПСС), в 1955 г. – Ширинский, Сарагашский, Боградский и «Борец» хозяйства. Им были отведены слабо используемые в производственных целях земли конезавода № 42, подхоза «Иткуль», «старых» совхозов и колхозов. Высоких показателей в труде на целинных землях добились бригады и агрегаты А. Беленкова, В. Гоманченко, А. Огородова, А. Дранишникова, Г. Печенкина, В. Матвеева, П. Аликина из совхоза им. ХХ съезда КПСС, В. Лазарева, С. Гайдунова из Боградского, Ф. Карачинцева, И. Кривченко, М. Банкеева из совхоза «Борец», М. Дидаша, А. Чубенко, В. Зайцева из Абаканского, И. Булойчика из Ширинского хозяйства и др.
Освоенная новыми хозяйствами целина составляла 55 % всей площади земли, распаханной совхозами, и 34 % площади, поднятой в Хакасии. Строительство данных совхозов окупило себя: в 1954 – 1960 гг. на капитальное строительство и приобретения здесь было израсходовано 210,8 миллиона рублей, тогда как они реализовали зерновую продукцию на 217,2, а животноводческую – на 33,5 миллиона. Значительную площадь целины распахали силами «старых» совхозов – Хакасского, Июсского, Озерного, Бейского, Бородинского и Аскизского овцеводческого. В 1954–1958 гг. «старые» и целинные совхозы освоили в Хакасии 278,3 тысячи га, или 60 % распаханной площади целины. Остальные целинные земли были освоены МТС. В целом здесь были подняты и перешли в разряд пахотных земель 490, в 1960 г. – 30,7, а в 1961 г. – 16,3 тысячи га [12].
«Освоение целины, – по мнению участников ХV Хакасской областной партийной конференции (январь 1960 г.), – сыграло важную роль в развитии производительных сил сельского хозяйства области» [13]. Если в 1951–1955 гг. Хакасия ежегодно сдавала государству 139,3, то в 1956–1960 гг. – уже 284,5 тысячи тонн зерна, или в два раза больше. В 1954–1959 гг. она дала стране 1760 тысяч тонн этой продукции, в том числе 76,3 % с новых земель. На основе роста зернового производства дальнейшее развитие получило и животноводство. Объем продукции, заготовленной в 1955–1960 гг., против первой половины 1950-х гг. увеличился по мясу и шерсти в два раза, яйцам – более чем в три, а по молоку – на 74 % [14].
Партия и правительство высоко оценили труд целинников Хакасии. Звания Героя Социалистического Труда были удостоены секретарь Ширинского райкома партии А. А. Лысых, директор совхоза «Борец» К. Г. Шмидт, председатель колхоза им. Дзержинского Боградского района П. В. Ткаченко и комбайнер Хакасской МТС Г. Я. Шиш. В целом по Хакасии орденами и медалями в 1956 г. были награждены 8,3 тысячи передовиков, в том числе медалью «За освоение целинных земель» – семь тысяч человек.
Вместе с тем освоение целины в Хакасии имело и отрицательные последствия. Вопреки рекомендациям специалистов Южно-Енисейской экспедиции о возможности распашки здесь лишь 80 тысяч га сенокосов и 200 тысяч га пастбищ [15], в разряд пахотных площадей были включены земли, непригодные для зернового производства. Негативную роль, выразившуюся в излишней распашке целинных территорий, сыграли безответственная инициатива местного руководства и присущий советским людям подлинный или организованный энтузиазм.
В результате освоения целины сложилась структура посевных площадей, которая пришла в противоречие с природно-климатическими особенностями региона. Ветровой эрозии подверглись 813 тысяч га земли. Практически все распаханные площади были эрозированы. В 1964–1965 гг. списанными в качестве бесплодных оказались 190, 4 тысячи га пашни, или 36 % поднятой целины, а 240 тысяч га были отнесены в разряд малоплодородных земель.
Крупный экономический эффект освоения целины был кратковременным. Преобладание в развитии сельскохозяйственного производства Хакасии, района рискованного земледелия, зернового хозяйства не могло быть явлением длительным. Массовое освоение целины – тактическое решение продовольственной проблемы – принесло свои положительные плоды. Но в стратегии создания стабильно действующего и эффективного аграрного производства оно носило характер отрицательного явления. Между тем «целинная эпопея» включала в себя комплекс мероприятий, решающих широкий круг вопросов. Итогом её стало развитие всех сторон жизни сибирского села.
«...Я счастлив, что отношусь к поколению, юность которого прошла в эту эпоху. Всю жизнь буду бережно хранить в памяти большие и маленькие события тех лет», – напишет потом о своем прошлом один из целинных героев [16].
1. Sheksheev A. P. Ukreplenie sel'skohozyaystvennyh kadrov Hakasii kadrami v 1953– 1958 gg. // Torzhestvo leninskoy nacional'noy politiki: Mat-ly nauch. konf., posvyasch. 50-letiyu obraz. SSSR. Abakan, 1973. S. 117–187; on zhe. Hakasskaya celina // Sovetskaya Hakasiya. 1979. 18 yanvarya; on zhe. Preobrazhaya pole Hakasii // Sovetskaya Hakasiya. 1984. 20 marta; on zhe. Sovhoznoe stroitel'stvo v Hakasii (1917 – konec 50-h gg.). Abakan: Hak. otd-e Krasnoyar. kn. izd-va, 1988. 166 s.; on zhe. «Celinnaya epopeya» v Hakasii: social'no-ekonomicheskie itogi, znachenie i uroki // Hakasiya v HH veke: hozyaystvennoe i social'noe razvitie. Abakan: Hak. kn. izd-vo, 1995. S. 119–139; on zhe. Osvoenie celiny v Hakasii // Enciklopediya Respubliki Hakasiya. T. 2. Abakan, Krasnoyarsk: Polikor, 2008. S. 24; on zhe. Celinnaya epopeya v Hakasii i ee geroi // Celina i social'no-ekonomicheskoe razvitie Hakasii: Mat-ly respubl. nauch.-prakt. konf., posvyasch. 60-letiyu so dnya obrazov. Celinnogo sel'soveta (27 okt. 2017 g.). Abakan: OOO «Kn. izd-vo «Brigantina», 2017. S. 153–165.
2. Borgoyakova M. Potom schitat' my stali rany // Hakasiya. 2004. 18 fevralya.
3. Bayandin L. N. Osvoenie celiny – odna iz stranic v istorii Hakasii // Celina i social'no-ekonomicheskoe razvitie Hakasii. S. 43–53.
4. Sheksheev A. P. «Celinnaya epopeya» v Hakasii: social'no-ekonomicheskie itogi, znachenie i uroki. S. 126.
5. Sheksheev A. P. Sovhoznoe stroitel'stvo v Hakasii (1917 – konec 50-h gg.). S. 78.
6. Trudy Yuzhno-Eniseyskoy kompleksnoy ekspedicii. M.: Izd-vo AN SSSR, 1954. Vyp. 2. S. 12–13.
7. Eniseyskiy enciklopedicheskiy slovar' (EES). Krasnoyarsk: KOO Associaciya «Russkaya enciklopediya», 1998. S. 672.
8. Bayandin L. N. Osvoenie celiny – odna iz stranic v istorii Hakasii. S. 47.
9. Sheksheev A. P. «Celinnaya epopeya» v Hakasii: social'no-ekonomicheskie itogi, znachenie i uroki. S. 128.
10. Sheksheev A.P. Ukreplenie sel'skohozyaystvennyh kadrov Hakasii kadrami v 1953– 1958 gg. S. 181.
11. Sheksheev A. P. Sovhoznoe stroitel'stvo v Hakasii (1917 – konec 50-h gg.). S. 81.
12. Sheksheev A. P. «Celinnaya epopeya» v Hakasii: social'no-ekonomicheskie itogi, znachenie i uroki. S. 129–130.
13. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie Respubliki Hakasiya «Nacional'nyy arhiv» (GKU RH «NA»). F. P-2. Op. 1. D. 2527. L. 45.
14. GKU RH «NA». F. P-2. Op. 1. D. 2844. L. 40.
15. Trudy Yuzhno-Eniseyskoy kompleksnoy ekspedicii. S. 10–12.
16. Znamya kommunizma. 1974. 25 marta.