Россия
Дан краткий исторический экскурс в эпопею освоения целинных земель в Сибири. Спустя 70 лет после начала этой масштабной работы очевидны ее долговременные положительные результаты в агрономическом, экономическом и социальном планах. Более рельефно обозначились совершенные ошибки, также имеющие долговременные экологические последствия. Десятилетия научного и практического поиска позволили сформировать систему земледелия для различных почвенно-климатических условий, которая является платформой для совершенствования.
целинные земли, Сибирь, борьба с эрозией, зерновые, пар, агротехнологии, чернозем
Освоение целинных и залежных земель в Казахстане, Алтайском и Красноярском краях, на Урале и в Сибири представляет одну из самых ярких страниц в летописи созидательного труда народов России. Целина позволила не только создать новую мощную зерновую базу на востоке страны, но и коренным образом изменила экономику, науку и весь облик огромных районов страны.
В настоящее время с высоты истории уже можно смело сказать, что был сделан верный выбор. В целом, если говорить об истории освоения новых земель в Сибири, то следует отметить, что к этому вопросу обращались неоднократно.
При этом ученые – первооткрыватели, побывавшие в Сибири в 17-18 веках, говорили: «Что земли здесь неплохие, но через сто лет, после того как эти земли освоят, тут будет пустыня, а потому не надо торопиться с их освоением». Так они докладывали и Петру I и Екатерине II и другим правителям России, поэтому сибирские земли осваивались очень медленно.
Но когда в 90-х годах XIX века Россия оказалась перед надвигающимся голодом, пришлось действовать решительнее. В то время министром земледелия России, был профессор Петербургского университета П.А. Костычев, который в 1894 г. направил генерала Жилинского с инженерными воинскими частями на подготовку земель Сибири для освоения.
Была поставлена задача, обеспечить будущим новоселам условия для работы и жизни. Вдоль линии железной дороги был обследован почвенный покров Челябинской, Курганской, Омской областей, Алтайского края. И когда земли были готовы к освоению, назначенный на пост премьер-министра П.А. Столыпин в 1906 г. отдал распоряжение по переселению крестьян в Сибирь. В результате к 1913 году площадь посевов зерновых культур в азиатской части России увеличилась на 8 млн. га, или на 62 % и к 1915 году все доступные и более плодородные земли в Сибири были полностью освоены, но не по системе европейской трехполки, а по оригинальной сибирской залежно-паровой системе земледелия.
Однако, в силу разного рода причин в стране ещё оставались неиспользованными весьма значительные площади плодородных пахотнопригодных земель, предназначенные в первую очередь для возделывания зерновых культур.
В советский период можно выделить три этапа освоения целинных и залежных земель.
Первый из них связан с созданием в конце 20-х - в начале 1930-х гг. в Поволжье, Сибири, Казахстане и на Дальнем Востоке почти двух тысяч зернопроизводящих и животноводческих совхозов. К концу пятилетки под посевы было освоено около 8 млн. га, преимущественно за счёт использования импортной сельскохозяйственной техники, так как в совхозах, производящих зерно, она составляла 2/3 тракторного и более половины комбайнового парков.
Второй этап распашки целинных и залежных земель отличается тем, что их освоение на востоке страны происходило без массовой организации новых хозяйств, но на базе выпускаемой уже отечественной промышленностью сельхозяйственной техники.
Для решения проблемы Правительство вынесло Постановление о необходимости увеличения производства зерна к 1940 году на 35% с последующим доведением среднегодовых сборов зерна до 120 млн.т.
Этому вопросу в 1936 году была посвящена выездная сессия ВАСХНИЛ, прошедшая в Омске при широком привлечении ученых, руководителей хозяйств и колхозников-опытников, среди которых были Н.И.Вавилов и Т.С. Мальцев. В докладе Н.М. Тулайкова была обозначена задача по увеличению посевных площадей в регионе в полтора раза.
В послевоенный период повсеместно резко упала урожайность зерновых культур, которая и так находилась на крайне низком уровне. В 1945 г. она равнялась 5,6 ц/га, в 1948 г. – 6,7, в 1950 г. - 7,9 ц/га, что соответствовало уровню 1928 г.
Тяжелая обстановка на зерновом рынке повлекла за собой застой сопряженных с ним отраслей и зерноперерабатывающей промышленности, сокращение экспорта зерна, негативно отразилась на жизненном уровне населения страны.
Чтобы выйти из создавшегося положения требовались срочные и неординарные меры. В этих условиях предстояло, не снижая внимания к повышению урожайности в старопахотных районах, быстро расширять посевные площади зерновых культур преимущественно за счёт широкой распашки восточных целинных и залежных земель. С их освоением и связан наиболее важный третий этап в развитии отечественного зернового хозяйства.
Предусматривалось расширить зерновой клин за счёт распашки целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири, на Урале, в Поволжье и других регионах страны, освоить в 1954-1956 гг. не менее 13 млн. га таких земель, собрать с них 800-900 млн. пудов зерна, в том числе 500-600 млн. пудов товарного зерна. В исторически короткий срок – всего за три года – было распахано 36 млн. га целинных и залежных земель. В результате посевные площади в основных районах, где велась эта работа, увеличились с 36 млн. га в 1953 г. до 60 млн. га в 1958 г.
В Омской области были включены в оборот целинные и залежные земли во всех районах, но наибольшие площади осваивались в степной зоне. Только в 1954 году было распахано 943 тыс. гектаров, а всего за 1954-1960 гг. было освоено около 1,4 млн. га.
Площадь пахотных земель в области увеличилась на одну треть, а производство зерна в сравнении с 1953 годом, увеличилось на 30 %.
Решающим фактором освоения целинных и залежных земель стало создание прочной материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий и прежде всего комплексная механизация зерновой отрасли [1]. Достаточно отметить, что за 1950-1955 гг. среднегодовой темп роста производства сельхозтехники составил 11 %, за 1956-1957 гг. – 40 %.
Большой вклад был внесён в общее дело омскими промышленными предприятиями. В этот период в целинных хозяйствах области было построено более 1000 зерноочистительных комплексов около 2 млн. кв. метров асфальтированных площадок, много зерноскладов, элеваторов, жилых домов и культурно-бытовых объектов.
Крупными производителями зерна стали степные районы.
За относительно короткое время целинные районы стали крупной житницей страны. Так, в 1954-1958 гг. по сравнению с 1949-1953 гг. в Западной Сибири валовые сборы зерна увеличились в 2 раза, особенно значительный рост наблюдался в Алтайском крае.
К сожалению, не все было благополучно при освоении новых земель в Омской области. Основная проблема в степном земледелии – это возникновение ветровой эрозии из-за несоответствия применяемых технологий условиям засушливого климата. По этим причинам потенциал плодородия целинных земель стал неуклонно, а иногда катастрофически снижаться [2].
Однако, благодаря своевременному привлечению аграрной науки проблемы степного земледелия стали постепенно решаться. И здесь надо отдать должное, целина дала мощный импульс развитию аграрной науки. Особо следует отметить развитие земледельческой науки. В становлении этой отрасли науки на целине была особенная драматургия. Здесь было все: и проявление волюнтаризма, и недопустимый идеологический диктат, и гражданский подвиг ученых. В то же время, именно целина, по большому счету, сформировала современный образ отечественного земледелия.
В короткие сроки были проведены обширные почвенные и агрохимические исследования. Коллектив ученых под руководством академика А.И.Бараева, используя опыт практических работ почетного академика Т.С.Мальцева, разработал почвозащитную систему земледелия. Вводятся зернопаровые севообороты с короткой ротацией и долей пара 20-25% пашни, влаго- и почвосберегающая, бесплужная обработка почвы, полосное размещение посевов, соответствующий подбор засухоустойчивых культур и сортов. В последствии она приобрела региональные оттенки и получила массовый характер освоения на Алтае, Южном Урале, Сибири и других регионах страны на общей площади более 50 млн. га.
Благодаря целине земледелие за очень короткое время прошло путь от травополья через почвозащитные и зональные системы до адаптивно-ландшафтных систем земледелия, получивших широкое признание далеко за пределами России. Научной и методологической платформой для этого в значительной степени послужили разработки ученых-первоцелинников, ставших впоследствии академиками Россельхозакадемии А.Н.Каштанова и В.И. Кирюшина [3].
Учеными СибНИИСХ и Омского в то время СХИ, с учетом обобщения отечественного и зарубежного опыта, была разработана стройная почвозащитная система земледелия применительно к почвенно-климатическим зонам Омского Прииртышья. В основу системы были положены короткоротационные зернопаровые севообороты с кулисными парами и минимальными почвозащитными приемами обработки. Заметное влияние на разработку и внедрение прогрессивных агротехнологий в свое время оказали известные ученые доктора с.-х. наук А.Н. Каштанов С.С. Сдобников, Н.З. Милащенко [4].
Неоценимый вклад в разработку теоретических основ и агрофизических свойств целинных черноземов внесен профессором А.И. Шевлягиным, кандидатом наук П.С. Денисовым и в последующие годы другими учеными [5].
Следует сказать, что омская целина была не только крупным поставщиком зерна и животноводческой продукции. Она была своего рода научной и творческой лабораторией, где, разрабатывались прогрессивные агротехнологии, создавались и внедрялись новые сорта, осваивалась новая техника.
В настоящее время Омская область ежегодно производит более 3 млн. т высококачественного зерна, этих объемов вполне достаточно для своих потребностей и при этом более половины мы вывозим за пределы региона.
Таким образом, от почвозащитной системы произошло переосмысление земледельческой науки и практики, которое в 80-х годах вылилось в разработку и освоение зональных систем земледелия.
Достаточно оценить такое многообразие природных комплексов на примере Омской области. В регионе насчитывается более 10 агропочвенных районов, четыре почвенно-климатические зоны, где сосредоточено более 50 почвенных разновидностей, сумма годовых осадков различается от 300 в южной до 450 мм в северной части области [6].
Данные особенности оказывают определяющее влияние на подбор более адаптированных и продуктивных культур, качественных предшественников и соответствующих севооборотов, как центрального звена любой системы земледелия.
Дальнейшее развитие земледельческой науки и практики на современном этапе и на перспективу видится в регионе на путях решения следующих основных проблем:
-разработка мер по расширенному воспроизводству и управлению плодородием почв, агрохимическому мониторингу и улучшению качественного состава земельного фонда;
-переход к биотехнологиям с выделением проблем азотфиксации, обеспечение информационных процессов в программировании урожая сеьскохозяйственных культур, интегрированной системе защиты растений;
-углубленное эколого-экономическое обоснование технологий возделывания сельскохозяйственных+ культур и стабилизирующих факторов в зональных комплексах с разработкой технологических, технических и организационных мероприятий.
Необходимо продолжение технической и технологической модернизации и интенсификации земледелия, освоения наукоемких технологий, минимизации обработки почвы в процессе освоения адаптивно-ландшафтных систем земледелия с прогрессивными пакетами агротехнологий.
Осуществлять разработку и освоение ресурсосберегающих и экологически малоопасных агротехнологий возделывания зерновых культур на основе эффективной химизации с применением гербицидов широкого спектра действия, особенно против мятликовых и корнеотпрысковых сорняков, а также фунгицидов и ретардантов.
История целинного земледелия, на протяжении 70 лет, была сложной, порой драматичной, но творческое взаимодействие науки и практики, накопленный опыт, позволяют районам освоенных целинных земель и сегодня успешно решать проблемы сельскохозяйственного производства, адаптироваться к современным экономическим условиям.
Многолетние исследования ученых Сибири и Республики Казахстан позволяют определиться по основным моментам ресурсосберегающих технологий в почвозащитном земледелии.
На наш взгляд целина живет, и будет жить в памяти народной, в развитии идей научного и практического земледелия, всего сельского хозяйства, в миллионах тонн зерна, мяса, молока и другой продукции, в неразрывной связи с матерью-землей, будущем Российского государства.
1. Краснощеков Н.В. Машины для защиты почв от ветровой эрозии.- Москва: Россельхозиздат, 1977. - 224с.
2. Рейнгард Я.Р. Деградация почв экосистем юга Западной Сибири: монография/ Я.Р. Рейнгард.- Польша, 2009. - 636 с. EDN: https://elibrary.ru/QLBCLN
3. Кирюшин В.И. Теория адаптивно-ландшафтного земледелия и проектирование агроландшафтов/ В.И. Кирюшин.- М.: КолосС, 2010. - 740 с.
4. Сдобников С.С. Сибирское земледелие - на научную основу/ С.С. Сдобников// С.-х. науки. - 1970. - №4. - С. 45-47.
5. Шевлягин А.И. Плотность почвы - одно из условий ее плодородия//Сельскохозяйственное производство Сибири и Дальнего Востока. - 1963. - №3. - С. 43-44.
6. Система адаптивного земледелия Омской области. ФГБНУ «Омский АНЦ». - Омск: Изд-во ИП Макшеевой Е.А., 2020. - 522 с.:ил.