Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
целинная эпопея в Кулундинской степи носила характерный для освоения новых земель подчерк. Для освоения целины съезжались молодые люди со всей страны. Всего на Алтай приезжали посланцы сорока краев и областей всех республик Советского Союза. Технологическая политика освоения основывалась на тотальной распашке земли, вне зависимости от почвенных, экологических и других условий. В первые годы сплошного освоения применялась традиционная отвальная вспашка, что вызывало проявление ярко выраженной дефляции почв. Со временем стали применять почвозащитные безотвальные технологии основной обработки. В конечном итоге цель получения «большого» хлеба была достигнута. Основная часть целинников разъехались с алтайской земли, некоторые остались и для них Кулунда стала Родиной. Со временем степные биоценозы, на определённых площадях, вернулись в природное состояние.

Ключевые слова:
целина, Кулундинская степь, дефляция, совхоз им. Н. Гастелло
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Источниками информации при написании данной работы послужили воспоминания местных жителей – очевидцев и участников целинной эпопеи, а также рассказы родителей. Мать в годы освоения целины работала агрономом в совхозе им. Н. Гастелло Хабарского района Алтайского края, а отец учетчиком в этом же хозяйстве. Можно сказать, что они находились в самом эпицентре целинных событий и знали все подробности этой компании.

Кулундинская степь – территория, площадью около 100 тыс. кв. км, расположенная на юге Западной Сибири в междуречье Иртыша и Оби, охватывающая в основном Алтайский край России и частично Павлодарскую область Казахстана. Климат Кулунды отличается жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой. Средняя температура января от −17 °C до −19 °C, июля 19-22°С. Годовое количество осадков 250—350 мм. Зимой снежный покров нередко разрушается сильными степными ветрами. В Кулундинской степи часты резкие переходы от тепла к холоду. Преобладают степные ландшафты: на севере и востоке — злаковые степи на южных чернозёмах, на юге и западе — полынно-злаковые на каштановых почвах лёгкого гранулометрического состава. Под ленточными сосновыми борами и берёзово-осиновыми колками — оподзоленные и дерновые почвы.

Освоение целинных земель – значимая страница и в истории нашей страны, и в судьбах тех, кто приехал на эти земли. Датой начала целинного проекта на Алтае можно считать прибытие первого поезда с целинниками в г. Барнаул. В ночь с 28 февраля на 1 марта барнаульцы встречали первый эшелон с москвичами, приехавшими на целинные земли Алтая. Среди них были, например, 158 комсомольцев с двух автомобильных заводов столицы и бригада механизаторов из Новопутьской МТС Московской области. Затем эшелоны с добровольцами прибывали в край в марте-апреле почти ежедневно. К 18 апреля на Алтай приехали уже 20 тысяч новоселов. В течение 1954 года их число выросло до 26,4 тысячи человек. Прибыли они из 40 областей и краев страны. Всего же в 1954-1955 годах на алтайскую целину приехали 50 тысяч посланцев страны. Около девяти тысяч юношей и девушек отправились жить и работать в село из городов и рабочих поселков нашего края.

Время показало, что основное противоречие целинной кампании заключалось в том, что был сделан резкий акцент на тотальную распашку. Почвоведы дали свое заключение о целесообразности распашки 13 млн га и не более. Но план по распашке был перевыполнен более чем втрое. Освоение новых земель имело четкую установку: «пахать с утра до вечера, от ручья до границы». Поэтому первые три года только и делали, что пахали. Основная целина была освоена в 1954—1956 гг. В результате произошло почти полное уничтожение зональных степей.

К сожалению, не все негативные стороны природных условий Кулундинской степи были учтены при освоении целины. Высокие первые урожаи на вновь освоенных землях способствовали тому, что принимались решения (свыше) вводить в пашню новые земли уже без детального их обследования, без принятия дополнительных мер на охрану этих земель от негативных воздействий природы и человека. А чуть позже поняли, что ввели огромные массивы в пашню полупустынных земель с легким гранулометрическим составом почв, ничем не защищенных от постоянных ветров открытой степи. Сильные ветры, не встречающие препятствий на своем пути, обуславливали сильную ветровую эрозию почв, с некоторых массивов уносился весь пахотный горизонт. От сильного ветра, поднимавшего в воздух почву, летние дни иногда превращались в темную ночь. Это бедствие отрезвило всех. И ученые, и правительство срочно искали решение противодействия эрозии почв. В Кулунде прошло два союзных совещания с привлечением видных ученых, где обсуждался опыт борьбы с ветровой эрозией не только в СССР, но и в других странах. Ученые Целинной опытной станции предложили тогда разработанную ими безотвальную систему обработки почв техникой, при которой сохраняются растительные остатки, что препятствует выдуванию гумусового горизонта. Была также предложена полосная система земледелия, при которой зерновые и пропашные культуры размещаются полосами с многолетними травами.

Следует упомянуть, что освоение целинных земель сопровождалось множеством нерешенных проблем: острая нехватка квалифицированных кадров, слабая материально-техническая база, неразвитая социальная сфера села, высокая себестоимость продукции, низкая рентабельность хозяйств, отставание в животноводстве и т.д.

Темпы освоения целинных земель на Алтае и в Кулундинской степи в частности, были по истине колоссальными. Среди краев и областей Советского Союза, осваивающих целинные земли, Алтайский край занимал одно из первых мест. Уже в 1954 г. на Алтай приходилась половина общего количества земель, поднятых в Западной Сибири, 23 % - от РСФСР и 12,2 % - от количества новых земель, распаханных по стране в целом.

В 1954 г. было распахано 2 млн. 350 тыс. га новых земель, из них более миллиона было засеяно яровой пшеницей. Производство зерна в крае по сравнению с 1953 г. выросло в 4 раза. Валовый сбор составил 6,7 млн т, было сдано государству 3,7 млн т. Колхозы и совхозы Алтая в 1954 г. впервые в массовом порядке приступили к выращиванию кукурузы, главным образом, на силос. В последующие годы кукуруза на Алтае становится решающей кормовой культурой. В 1963 г. ее посевные площади достигли максимальной величины- 1 млн 118 тыс. га. Все большее распространение получала сахарная свекла и другие технические культуры.

В 1956 г. на Алтае было собрано небывалое в его истории количество зерна - более 7 млн т, сдано государству - 4,5 млн т. Производство зерна в крае возросло по сравнению с 1953 г. в 4,3 раза. Отметим, что в настоящее время валовый сбор зерновых культур на Алтае составляет около 5 млн. т. И это при современных технологиях с применением минеральных удобрений, средств защиты растений и т.д. За успешное освоение целинных и залежных земель, увеличение производства зерна Алтайский край в 1956 г. был награжден орденом Ленина, 12850 тружеников села получили ордена и медали, а 18-ти лучшим было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Многие районы Алтая часто подвергались засухе. Почти 40 % пашни занимали легкие почвы, которые при неблагоприятном ветровом режиме становились опасными очагами пыльных бурь, ветровой эрозии, губительно сказывающихся на урожае сельскохозяйственных культур. Особенно часто страдали от засухи и суховеев районы Кулунды. С вовлечением в обработку огромных земельных площадей процессы ветровой эрозии стали активно развиваться. С особой силой ветровая эрозия почв проявила себя в 1963 засушливом году. Около 240 тыс. га земель в районах Кулундинской степи было выведено из пашни. Урожай здесь колебался от 1 до 0,2-0,3 ц с га, а на сотнях тысячах гектаров посевы вообще были списаны. Непоправимый ущерб был нанесен животноводству, многие фермы ликвидировали целиком. В 1963-1965 гг. в районах Кулундинской степи было выведено из обработки около 500 тыс. га пашни, а всего по краю - 658 тыс. га.

Навязанный руководством страны переход на пропашную систему в конце 50-х - первой половине 60-х гг., отказ от регулярных севооборотов и чистых паров, вызвал на Алтае «черные бури», почва теряла миллионы тонн гумусового слоя. От колхозов и совхозов требовали расширять посевы пропашных и зерновых культур, сокращать площади под травами. В хозяйствах Кулунды распаханность территории достигала 95 %, что негативно отражалось на общую экологическую ситуацию агроценозов.

На примере совхоза им. Н. Гастелло мы попытаемся осветить некоторые особенности и закономерности целинной компании на территории Кулундинской степи. Совхоз был организован ещё до начала реализации целинного проекта путём слияния нескольких близлежащих колхозов. Центральная усадьба располагалась в поселке Мичурино. С точки зрения социальной обустроенности место не очень удобное, но для степного Алтая вполне приемлемое и обыденное. До ближайшей железнодорожной станции 30 км, дороги грунтовые, школа – восьмилетка, фельдшерско-акушерского пункта нет (женщин возили рожать в соседнюю деревню Мартовку). И тем не менее именно Мичурино была выбрана центральной усадьбой совхоза.

Целинная эпопея, как и во всей Кулунде, здесь началась весной 1954 г. Приехали молодые люди из многих мест Советского союза. Из воспоминаний местных жителей - свидетелей тех событий, больше всего целинников прибыло из Украины, были выходцы из Молдавии. Но больше всех запомнились целинники из Ленинграда. Они, конечно же, выделялись среди всех и одеждой, и поведением, и говором. Это были по-настоящему интеллигентные, культурные люди. Несмотря на то, что они представляли городское сообщество, простую крестьянскую работу они выполняли очень добросовестно, с энтузиазмом, стараясь не отставать от работников, привыкших к текущему сельскохозяйственному труду.  Руководство хозяйства как могло, помогало ленинградцам. Им дали жильё, выделили необходимый хозяйственный инвентарь. У всех было откровенное желание, чтобы ленинградцы остались здесь, в целинной деревне. Было очевидно, что эти люди не только добросовестно работают, но и несут определённую культуру, что было очень важно для, в общем то, захолустной алтайской деревне. Но была слишком уж большая, точнее сказать огромная, разница между Ленинградом и алтайской деревней Мичурино. Через какое-то время ленинградцы уехали на Родину – в город на Ниве.

Со временем разъезжались и другие целинники. Уезжали в основном выходцы из городов, для которых крестьянский труд был не совсем родным. Для многих новосёлов оказался слишком суровым климат. И действительно климат Кулунды не для каждого оказался уютным. Летом в основном жара и частые засухи, а зимой то мороз с ветром, то метели, заметающие на несколько дней все дороги. Были случаи, когда люди в метель терялись в степи и замерзали.

Есть примеры, когда молодые люди закреплялись на алтайской земле. Из рассказа Мосейко Виталия Даниловича – целинника, прошедшего путь от комбайнера до директора совхоза им. Н. Гастелло: «Нас было шестеро друзей целинников и все мы приехали после Казахстана в колхоз «Победа» Хабарского района, что в Кулундинской степи. Встретили нас очень хорошо. Устроились на работу механизаторами. Со временем создали семьи с местными девчатами, и никто никуда не уехал».

Когда был дан старт целинной распашки, в совхозе, как и во всей Кулунде, пахали всё подряд. Бытует фраза: пахали «От крыльца». В нашей деревне говорили по-своему: «От забора до забора». И это действительно было так. Местные жители, зная по многолетней практике все совхозные земли, предупреждали, просили, пытались доказать зряшность распашки некоторых полей, особенно засолённых, где кроме редкого ковыля ничего никогда не росло. Но их мнение и практический опыт полностью игнорировался. Пахали от зари и до зари сплошным массивом. Основная парадигма – план любой ценой, а ещё лучше перевыполнение плана, что и было сделано. В первые годы освоения новых земель получали высокие урожаи, со временем продуктивность полей снижалась, а в засушливые годы вообще посевы выпадали. Но не все поля и в первый год давали высокий урожай. На части освоенных площадей изначально получали ничтожные урожаи. Это те поля, которые нельзя было первоначально включать в обработку в силу их качественных особенностей и свойств.

Возникла проблема выпаса скота. Стада приходилось загонять в редкие берёзовые колки, где животные могли хоть что-то находить для корма. Естественно, снизились надои и привесы, но это в то время было второстепенным, главное – количество вспаханных гектаров.

Можно выделить два экологических индикатора, которые показывали на деградацию степных биоценозов в следствие тотальной распашки. Это миграция сусликов, для которых степь до распашки была родной средой обитания, и практически полное уничтожение ягодников клубники. Это единственная ягода, которая росла в Кулундинской степи. Надо сказать, что со временем, когда часть целинных земель была обращена в залежь, прежнее биоразнообразие постепенно восстанавливалось и приходило в определённое равновесие.

 

Заключение

Целинная эпопея в Кулундинской степи носила характерный для освоения новых земель подчерк. Прибывшая молодежь со всей страны, тотальная распашка, дефляция почвы, высокие первые урожаи, экологические проблемы. В конечном итоге цель получения «большого» хлеба была достигнута. Основная часть целинников разъехались с алтайской земли, некоторые остались и для них Кулунда стала родиной.  Со временем степные биоценозы, на определённых площадях, вернулись в природное состояние

Войти или Создать
* Забыли пароль?